СОВРЕМЕННАЯ ПЕЧАТЬ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Последнее десятилетие века в Англии было отмечено сменой эпох в газетном деле, вызванной требованиями новой технологии полиграфического производства и борьбы газетно-журнальной журналистики за выживание в условиях жесткой конкуренции со стороны "электронной" журналистики. Начало 90-х гг характеризовалось неуклонным сокращением тиражей ежедневных и воскресных газет и прекращением выхода журналов общего типа, таких как "Пикчер пост" и "Джон Булль". Их место заняли женская периодика, а также журнальные вкладки-приложения к воскрестным газетам. Одна из причин этого явления - перестройка рекламного бизнеса: большинство рекламных кампаний, расчитанных на массового потребителя, было перенесено на телевизионные каналы. Англия считается классической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий (около 100 утренних и вечерних газет, сотни еженедельных), жители страны привыкли иметь к завтраку свежую лондонскую газету, ожидая найти в ней сообщения обо всех событиях общенационального и мирового значения. На долю же региональных изданий часто выпадает роль рупора локальных новостей и вестника рекламы местных универмагов. Из этой особенности центральной печати вытекает и предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. К началу 90-х гг. господствующие позиции в центральной британской прессе захватили 5 групп : 1) "Ньюс интернэшнл" Р.Мэрдока , 2) "Миррор груп ньюспейперс" Р.Максвелла, 3) "Юнайтед ньюспейперс" лорда Стивенса, 4) "Телеграф" канадского бизнесмена К.Блэка, 5) "Ассошиэйтед ньюспейперс" лорда Ротермира. Основные газеты, находящиеся во владении этих групп, делятся на: а) ежедневные качественные "Таймс" /"Ньюс интернэшнл" , тираж в 1996 г. - 860 тыс. экз./ "Гардиан" /"Медиа Гардиан груп", 402 тыс. экз./ "Дейли телеграф" /"Телеграф", 1100 тыс. экз./ "Файнэншл таймс" /"Пирсон", тираж в 1995 г. - 286 тыс. экз/ б) ежедневные промежуточные "Дейли мейл" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 1794 тыс. экз./ "Дэйли экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1292 тыс. экз./ в) ежедневные популярные "Сан" /"Ньюс интернэшнл", тираж в 1996 г. - 3939 тыс. экз./ "Дейли миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2361 тыс. экз./ г) воскресные качественные "Санди таймс" /"Ньюс интернэшнл, 1413 тыс. экз./ "Санди телеграф" /"Телеграф", 750 тыс. экз./ "Обсервер" /"Медиа Гардиан груп", 462 тыс. экз./ д) воскресные промежуточные "Мейл он санди" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 2119 тыс. экз./ "Санди экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1446 тыс. экз./ е) воскресные популярные "Ньюс оф уорлд" /"Ньюс интернэшнл", 4509 тыс. экз./ "Санди миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2527 тыс. экз./ "Пипл" /"Миррор груп ньюспейперс", 2079 тыс. экз./ Ежедневная газета "Морнинг стар", орган Коммунистической партии Великобритании, проходила в официальных справочниках по разряду "национальных" газет до 1990 г. Но после самороспуска расколотых коммунистических организаций газета потеряла более половины читателей, особенно в провинции. В Англии широко поставлено и журнальное дело. Среди журнальной периодики можно выделить издания: 1) общественно-политические а) качественные "Нью стейтсмен" /еженедельный/ "Спектейтор" /еженедельный/ б) массовые "Тайм аут" /еженедельник/ 2) политические "Трибьюн" /еженедельник, лейбористский/ 3) экономические "Экономист" /еженедельник/ 4) научно-популярные "Нью сайентист" /еженедельник/ 5) сатирико-юмористические "Панч" /еженедельник/ 6) специализированные а) женские "Вумэн" /еженедельник/ б) военные "Дифенс" /ежемесячник/ 1994 год был периодом расцвета субботних приложений качественных изданий. Самое объемное приложение - у газеты "Дейли телеграф". Оно включает семь секций и расчитано на довольно широкий круг читателей. Одни из разделов: "Уикенд", "Бизнес ньюс", "Ти-ви энд радио", "Артс энд букс" и "Янг телеграф". Объем продажи субботнего тиража выпуска превысил показатели будничного на 20%. Схожая ситуация и у газеты "Гардиан", субботний выпуск которой включает теперь молодежный журнал. По контрасту с заметной материальной нестабильностью газет общего типа в Англии продолжают процветать издания и пресс-организации, специализирующиеся на сборе и распространении экономической информации. Причем в течение 80-х - начале 90-х все они стремились расширить базу своей деятельности, прежде всего, за пределами страны. В роли аналитика мировой экономики лидируют деловые периодические издания группы "Пирсон". Газета "Файнэншл таймс", например, издается одновременно в пяти "финансовых" столицах - Лондоне, Париже, Франкфурте, Нью-Йорке, Токио - и рассылается во все страны мира. А контингент читателей еженедельника "Экономист" этой же группы, анализирующего главные проблемы мирового рыночного хозяйства, на 80% состоит из зарубежных подписчиков. В течение последних лет многие газетные издательства Англии стремятся вложить свои капиталы в телевизионный бизнес. Так, компания Пирсона в 1993 г. стала собственником крупной телевизионной продюсерской компании "Темз телевижн". Владельцы "Дейли телеграф" купили 15% акций телекомпании "Карлтон". В конце лета 1996 г. английский парламент принял "Акт о вещании ", который разрешает газетным компаниям вкладывать капиталы в неограниченное число коммерческих каналов телевидения, а коммерческим каналам в свою очередь вступать во владение газетными предприятиями. Но в результате таких комбинаций в одних руках не может сосредоточиваться контроль над более чем 15% аудитории коммерческого радиовещания и телевидения, а также 20% общего тиража газет. В 80гг. В анг.ж-ке особенно активны ТНК (Мэрдок, сука, и здесь отличился!). Драматических изменений не происходит. "Тудэй" закрылась, а Индэпендант осталась. Растет кол-во качественных газет. Увеличивается средний класс, особенно во время Тэтчер. "Фин.таймс" - суперкачественная, освещ. И политику, и экономику и прочую хуйню. Такие же качественные Таймс, Гард, Дейли телеграф и Индепендент. Столичная пресса - только одна вечерняя. В провинции наоборот. ТВ по традиции с большой долей госвмешательства. 5 каналов, пятый - частный. Местное Тв сотрудничает с Лондоном, оставляя время для новостей. Иностранные капиталы - сука Томпсон. Оказывает влияние только на политику программных компаний. Индустрия информирования. В 90-х изменение в доставке ТВ-сигнала: кабель и спутник. Цифровое ТВ - увеличивает пропускную способность спутн.. На радио в к.80-х разрешили местное вещание. Цифровые программы - аналоги специализированных журналов. Вещание через Интернет.