Новости на TV. Ответственность журналиста Отрывок из книги американской тележурналистки Виктории Маккаллах Кэрролл "Новости на TV") Вы должны помочь телезрителю понять сюжет. Вы должны также убедиться, что сюжет, который увидел зритель, соответствует действительности. Можно писать прекрасные диалоги и комментарии, но если факты искажены, всей работе грош цена. Ответственное отношение к работе требует соблюдения следующих правил: Точность и достоверность Беспристрастность Объективность Ссылка на источник Точность и достоверность Это просто: будьте точны. Проверяйте и перепроверяйте факты. Не надейтесь на память. Не включайте в материал сомнительные факты. Не стройте предположений, какими бы правдоподобными они ни казались. Не спешите с выводами, которые нельзя подтвердить. Из-за неточностей можно потерять доверие. Утрата доверия приводит к потере зрителя. Потеряв до- верие и зрителя, вы наверняка лишитесь работы. Избегайте категоричности. Опытные журналисты помнят о словах-ловушках: всегда, никогда, все, никто, ничто. Будьте внимательны и осторожны в употреблении этих слов. Категоричные заявления редко соответствуют действительности. Столь же опасны и прилагательные в превосходной степени: крупнейший, старейший, самый быстрый, самый богатый, беднейший и т. п. Даже если вас пригласила фирма на праздник "самого большого в мире пирога", не принимайте на веру факт, что пирог (или мороженое или любой другой продукт) действительно самый большой (маленький, быстрый и т.п.) в мире. Проверьте информацию по надежным источникам и либо дайте ссылку на источник информации, либо откажитесь от превосходной степени. Употребление слов, смысл которых не совсем понятен самому журналисту, также приводит к неточностям и может исказить смысл высказывания. Беспристрастность Точность предполагает беспристрастность. В качестве тележурналиста, освещающего новости, вы должны быть беспристрастны. Для вашего мнения в сценарном плане нет места. Будьте справедливы и объективны. Не принимайте ничью сторону. Посмотрите в толковом словаре значения слов "правдивый", "беспристрастный", "объективный". Будьте осторожны в выборе слов. Такие слова, как всего, только и лишь, делают сообщение предвзятым, несут в себе оценку и выдают разочарование, несогласие и другие чувства журналиста (часто неожиданно для него самого). Объективность Тележурналист должен представить точку зрения всех заинтересованных сторон. Недостаточно упомянуть, что один из активистов антиабортного движения назвал врача службы планирования семьи убийцей. Необходимо дать слово и врачу или представителю службы планирования семьи. Употребление вводных слов "по словам М." или "как считает доктор Д." - это уже ссылка на источник. Ссылка на источник Источник надо указывать обязательно, если высказывается мнение; вы не имели возможности лично убедиться в происходящем и не знаете, насколько достоверна информация; информация получена из другого источника. Если ваши конкуренты подготовили информацию, которую вы не можете самостоятельно проверить, обязательно укажите источник. Все выпуски теленовостей, программы радио, газетные и журнальные статьи защищены авторским правом. Использование информации без указания источника приравнивается к воровству. Это неэтично и противозаконно. Вы можете писать свои материалы с опорой на полученную информацию, но вы не можете выдать ее за свою. Правда, и из этого правила есть исключение: сообщение информационных агентств. Телевизионные станции оплачивают получение информации от таких ведущих агентств, как Ассошиэйтед пресс, Юнайтед пресс интернешнл, Рейтер и могут не всегда ссылаться на источник. Они заплатили за информацию и могут считать ее своей. Делая ссылки, помните, что источник информации должен быть надежным. Указывайте источник ПЕРЕД тем, как дать саму информацию. Это одно из немногих правил тележурналистики, где не бывает исключений. Такая последовательность, во-первых, звучит более разговорно и естественно, а во-вторых, позволяет зрителю вначале узнать, кто является источником информции, и лишь потом услышать, что в ней содержится. "По словам полиции" вызовет больше интереса, чем "Соседи говорят" или "Прохожие сказали...". Указание источника информации перед изложением содержания помогает зрителю лучше понять сюжет. On-line пособия: Новости на TV. Ответственность журналиста Как писать? Итак, вы готовы приняться за работу. Вы повторили грамматику и стилистику. Пора начать писать. Начнем с начала. Начало Чтобы начать писать сюжет для теленовостей, вам не обязательно иметь под рукой бумагу, ручку или клавиатуру компьютера. В первую очередь вам нужно собраться с мыслями и представить интересы и заботы своих зрителей. Прежде чем первое слово появится на бумаге или экране, вы уже обдумаете сюжет и его воздействие на зрителей. А что в этом для меня? Представьте, что каждый зритель задает именно этот вопрос: "А что в этом для меня?" Приступая к работе над сюжетом, спросите себя: что дает эта информация нашим зрителям? Это поможет вам сфокусировать сюжет, понять, что нужно подчеркнуть, а что можно убрать. Первое и самое важное предложение в тексте телевизионного сюжета называется лид [от англ. lеаd - вести, лидировать, быть впереди]. Задача лида - привлечь внимание к материалу, "зацепить" зрителя. В поисках эффектного лида избегайте преувеличений и искажений. Хороший лид опирается на самую свежую информацию. Слабый лид содержит устаревшую информацию, подсказывает зрителю, как реагировать на сообщение, перегружен неизвестными зрителю географическими названиями и именами и т .д. Основная часть телевизионного сюжета отвечает на вопросы телезрителей Кто? Что? Когда? Где? Почему? Каким образом ? Ни один из поднятых вопросов не должен остаться без ответа. Постарайтесь избавиться от лишних слов, повторов, избыточной информации. Тщательно подбирайте слова, чтобы избежать штампов и клише. Как только зритель получил всю информацию, сюжет заканчивается. В теленовостях не нужны ни эпилог, ни заключение, ни подведение итогов. Не поддавайтесь искушению "завершить" сюжет "обобщающей" фразой. Это пустая трата драгоценного телевизионного времени. Зритель не узнает ничего нового. Иногда нежелание "оборвать" сообщение, желание покрасивее закончить сюжет приводит к ненужным обещаниям: "Мы еще вернемся к этой теме", "Мы будем следить за развитием событий и сообщим вам детали позже". Это безответственные заявления. Зритель должен рассчитывать на вас и знать, что у него действительно будет возможность проследить за развитием сюжета. В противном случае это пустые обещания и трата времени. Более того, такие обещания делать просто опасно, поскольку решение о включении сюжета в выпуск принимает не репортер, а продюсер. Журналист, обещающий вернуться к сюжету позже, на самом деле не имеет возможности обеспечить это. Таким образом, он вводит зрителя в заблуждение. Самый верный способ потерять телезрителя - обмануть его ожидания. Поэтому, как только изложена вся информация, сюжет заканчивается. Чтобы из введения, основной части и заключения получился готовый текст, нужно пройти шесть этапов. Этап 1. Прочитайте сообщение информационного агентства. Читайте очень внимательно, не спеша. Постарайтесь ничего не упустить. Этап 2. Проанализируйте сообщение. Перечитайте непонятные места. Постарайтесь осмыслить факты. Вполне возможно, что в сообщении содержится информация, которую вы не понимаете. Как вы сможете рассказать о ней зрителям? Конечно, есть соблазн просто переписать сообщение, слово в слово. Не обманывайте себя. Если вы не смогли понять, о чем идет речь, то и зрители вряд ли поймут. Слепо копируя сообщение, вы ставите себя в очень невыгодное положение. Если продюсер или ведущий попросят вас объяснить смысл сюжета, вы сможете только сослаться на источник. Но ньюзрайтеры нужны не для того, чтобы перепечатывать или вводить в комьютер чужую информацию. Ньюзрайтеры должны уметь прочитать, понять и использовать информацию агентств для написания оригинального сюжета. Этап 3. Найдите и отметьте ключевые факты. Отметьте их именно на этом этапе. Отметьте факты, которые вам нужно будет включить в текст (кто, что, когда, где, почему и каким образом). Этап 4. Прежде чем писать - подумайте. Не терпится приступить к работе? Сроки поджимают? Хочется пропустить четвертый этап? Если не сегодня, то через какое-то время это произойдет. Не поддавайтесь искушению. Отложите текст сообщения. Подумайте над сюжетом. Проанализируйте факты. Несколько минут (а иногда секунды, в зависимости от сроков), потраченных на размышление, сэкономят ваше время и избавят от многих разочарований. Сделайте паузу, прежде чем браться за перо. Этап 5. Напишите текст. Начните с хорошего, сильного лида, который привлечет внимание зрителя. Дайте ответы на все вопросы зрителей. Тщательно выбирайте слова, избегайте штампов. Этап 6. Сравните свой текст с сообщением информационного агентства. Убедитесь в их полном соответствии. Прочитайте текст вслух. Если возникают трудности с произношением - перепишите сложные места. Обратите внимание на употребление действительного залога и настоящего времени.