Журналистика и политика. Функции СМИ в политическом обществе. особую активность в политической жизни, политической системе страны проявляют средства массовой информации как обычные, так и электронные. Однако, наряду с достоверной информацией, которую несут СМИ, мы порой имеем дело с подтасовкой фактов, ложью и клеветой, стремлением некоторых СМИ и отдельных телеведущих, журналистов найти компромат на оппонента и, с его помощью, сформировать у телезрителей, читателей нужный образ "противника". И, чем ближе к выборам, тем отчетливее это появляется. Известно, что потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности действующих субъектов политики, способов принятия политических решений, масштабов государства и т. д. В современном обществе СМИ выполняют ряд общих политических функций. Это, во-первых, информационная функция - получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях, но не всех, а тех, которые носят политический характер. Во-вторых, формирование на основе полученной политической информации общественного мнения о тех или иных политических институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества. Так, например, у людей формируются мнения по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте - о политических деятелях, других странах и т. д. В-третьих, сведения, факты о тех или иных политических событиях так и останутся сведениями, фактами, если они не будут как-то упорядочены, приведены в систему, позволяющую людям адекватно судить о политических событиях. Это находит свое выражение в образовательной функции СМИ, которая, в свою очередь, связана с функцией социализации и, по существу, перерастает в нее. Однако если политическое образование предполагает постоянное, систематическое приобретение политических знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности лучше адаптироваться к социально-политической реальности. Кроме вышеназванных функций, следует назвать еще и такую, как функция критики и контроля. Осуществляя функцию критики и контроля СМИ, в правовом гражданском обществе опираются как на общественное мнение, так и на закон. В нашей стране по наиболее нашумевшим делам журналисты провели собственные расследования, после публикации результатов которых обычно создаются думские комиссии, принимаются политические решения (вывод войск из ГДР, распад СССР, Чечня, события 1993 года, геноцид народа России и как следствие - процедура голосования по импичменту). Правда, подчас такие расследования проводятся так робко и так непоследовательно и непрофессионально, без доведения их до логического конца, что невольно возникает вопрос: а кому это выгодно? Иногда на страницах газет и журналов, в радио и телепередачах наблюдается такая подтасовка фактов, их передергивание, а порой и умалчивание (о тайных счетах, о войне в Чечне, о коррумпированности некоторых чиновников, министров и т. д.), что создается впечатление - СМИ не информируют оперативно и последовательно читателей, слушателей, а дезориентируют их. Это, видимо, объясняется тем, что Россия еще не прошла этап развитой демократии, и опыта деятельности в новых условиях у российских СМИ просто нет. Сегодня в России многие СМИ находятся в частных руках и их владельцы сами "дозируют" ту или иную информацию. Такие СМИ сами обычно определяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности, но, вместе с тем, выбор политических тем осуществляется не только в зависимости от пристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ, но и под влиянием широкой публики. Только такой диалог между СМИ и общественностью, цивилизованный, конечно, по различным политическим проблемам, основанный на журналистской этике и правилах ведения бизнеса в сфере СМИ способен сплотить, консолидировать общество, политически просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, а не являться орудием духовного порабощения, запугивания и дезинформации людей. 12. Новые информационные технологии. Новые информационно-коммуникативные технологии 1 телефон-модем-комп 2 мобильный телефон 3 комп 4 ТВ - декодер -set-on-box 5 Интернет В экономике СМИ важную роль играют: 1 потребители (ассоциация пользователей Инетом) 2 производители (инф.-коммуникац. бизнес, бизнес массовой культуры - крупные капиталисты, менеджеры собственно инф. организаций - издатели газет, например - изготовители продукции). 3 государство (регулирование) 4 посредники по распространению продукции Статьи расходов/доходов: расходы: бумага, типография, аренда помещений, комм. услуги, распространители, оплата труда журналистов (в США -инд., в Италии - кооперативно), краска, реклама, связь, налоги, почтовые расходы, выплаты процентов по кредитам, покупка и амортизация оборудования, покупка инф-и, расходные материалы, центр документации, комп. база данных), судебные расходы, маркетинговые исследования. доходы: продажа тиража (подписка, розница), реклама(комм. и полит), продажа инф-и, типографские услуги сдача помещения в аренду, банковские кредиты, спонсорство, торговля списками подписчиков. Глобализация: 1 технические средства - спутник, сеть 2 сущ. глобальные СМИ (одновременно во многих странах мира - агентства, газеты - World Street Journal, Financial Times, USA Today, International Gerald Tribune, Washington Post, N-Y Times. Самые важные новости - финансы. Журналисты делятся на 2 группы: общественно-политические (Time, Newsweek, U.S. News, Economist) и журналы по интересам. - глобализация ТВ (CNN, MTV). Но главное - не название, а то, что глобализация свойственна для всех национальных каналов (покупают однотипные передачи, фильмы, напр. X-files). - глобализация радио (в основном - музыкальное - крутят одних исполнителей) Как зарядили Макарену или Р. Мартина - так и пропало дело! Т.о. происходит глобализация содержания СМИ (однотипный, схожий, одинаково упакованный). С этим борются, во Фр., в нек. диктаторских режимах, но это без мазы. Глобальное содержание - в основном развлекательное - мылодрамы, спорт, шоу, муз. клипы, мультики, детские передачи + сенсационные новости, скандалы, документальные фильмы (природа, животные). "Развлекуха", в основном, прет из США да лат. Америки. глобализация успешна, т.к. 1 развлекательные программы понятны всем (ориентация на массовость) 2 США круче всех в развлекат. индустрии. 3 США круче всех в кап. развитии, а сейчас все подорвались строить капитализм (укрепление полит. режима в странах). 4 экономич причины - США есть гигантский рынок, фильмы своего производства они окупают еще у себя в стране в прокате, так этого им мало - крутят по всему миру. Качество (т.е. эффекты + картинка) - также вне конкуренции, тем более в таком кол-ве. 5 мы, как всегда, в жопе (Рихтеру это можно и не говорить, он и так в курсе). :)Инф. к размышлению: Прайм-тайм на ТВ - 19-21 вечера. Прайм-тайм на радио - драйв-тайм - т.е. когда люди за рулем - утром и вечером. Дигитализация! это есть замена аналогового (электромагнитные колебания) цифровым (двоичная система). :) С помощью компа хранить и обрабатывать инф-ю завсегда лучше. :) Цифр. сигнал лучше аналогового при передаче. :( Но любая преграда на пути цифрового вещания от передатчика к ТВ - и вещание прервано. :( Цифровое ТВ ДОРОГО! :) Цифр. сигнал в 3 раза меньше аналогового на канале - 1 канал - 3 потока. История цифрового ТВ В США - 1 ноября 1998 года - нач. вещание в новом формате 24 эфирных станции (CBS, ABC, NBC, накоси, выкуси - ими владеет компания Форбс). Но их (вот облом!) почти никто не смотрит, т.к. цифровой приемник обходится в 9 штук баксов! Это в 3 раза дороже, чем "домашний кинотеатр", что тоже некисло. Дешифратор на обычный ящик - около 1 штуки. Пока цифровое ТВ смотрят только фанаты без мозгов, но с деньгами. Но через несколько лет обычный телек в штатах собирается вымереть. Янки придумали госпрограмму по замене аналогового ТВ на цифровое. Суки. Владельцы цифровых каналов получат от правительства дополн. частоты. Япония. 10-15 лет назад - концепция ТВ высокой четкости: аналоговое ТВ транслируют через спутник HOTV. Японская фирма MUSE передает 1027 сток в картинке одновременно - очень четко, + hi-fi со всех колонок. Но сигнал MUSE занимает 9 мегагерц, а обычный - 7. Обломись. Штаты от узкоглазых отстать не захотели, организовали спецкомиссию. Объявлен конкурс, как впихнуть сигнал в 6 мегагерц (MUSE вяло курит в туалете). Номинанты: 1 япошки подсуетились - MUSE на шесть мегагерц 2 RCA и Zenith - производители ТВ в США 3 массачусетский институт - два варианта 4 оборонщики США (весьма интересное предложение) - от компании General Instrument. Федеральная комиссия связи (Ричард Уильям) заставила все шесть организаций разработать один, самый лучший проект - "великий альянс". Проект создан и одобрен., но не принят к производству, т.к. не учел интересы компьютерной промышленности и ТВ. :)Инф-я к размышлению: Прогрессивное сканирование - система передачи изображения на компьютере (сверху вниз и слева направо в зависимости от скорости). Правительство Клинтона в начале 90х - вице-президент Альберт Гор вышел с программой развития информационного общества (с прицелом на президентские выборы) - "великий альянс" принят ФКС. Компьютерщики пожаловались Гору, тот попросил комиссию отправить альянс на доработку. В результате ТВ стало цифровым с целым букетом стандартов - 11 вариантов. Кушайте не обляпайтесь. МЕНЮ: 1 количество сканирующих строк в некоторых - 1080, 720+широкий экран или 480 строк одновременно (первоначальный проект -1080 строк, 4 канала звука, широкий экран, непрогрессивное сканирование, частота - 6 мегагерц). 2 система сканирования - стандартное прогрессивное сканирование, как в компьютере. 3 системы стандартов: - 1080 I - перемежающееся сканирование -ТВ - 720 P - прогрессивное сканирование - компьютер. Новые системы связи - пейджеры и сотовые просят ТВ потесниться и освободить часть частотного спектра. 16 стандартов, которые занимают спектры - меньше 6 мегагерц (но существуют только на бумаге) - чем занимать освободившиеся спектры? Решено, что за каждой кампанией будет 6 мегагерц - хватит на 1 аналоговый или 3 цифровых + к которым гос-во дает еще 3 бесплатно. К 2005 году все эфирные каналы должны переползти на цифры. Ню-ню. Но существует (не смейтесь) - проблема телебашен (нельзя на них, завешанных аналоговыми передатчиками, передавать еще и цифровые сигналы) - необходимо тратиться на спецоборудование (стоит около 1 млн. $) + каждая станция хочет не просто транслятором сигнала, но и вставить свою рекламу - дороже еще на 500 тыс. $. Этих денег почти нет + если нет прямой видимости, то сигнала-то вообще нет! Следовательно, никто не хочет покупать новые телевизоры. Реально цифровое телевидение передается только по кабелю ( в Англии). Журналистика и избирательный процесс на современном этапе Деятельность средств массовой информации в избирательном процессе можно характеризовать по двум направлениям : а) участие СМИ в процессе выборов и б) использование СМИ иными участниками избирательного процесса. В первом случае СМИ выступают как самостоятельный институт демократии, а во втором - преимущественно в качестве производителя массово-информационных услуг. Практика позволяет выделить следующие основные направления: участия СМИ в выборах: * широкое и последовательное освещение подготовки, хода избирательной кампании и ее итогов; * осуществление общественного контроля за ходом избирательного процесса, соблюдением законодательства о выборах всеми участниками. Избирательное законодательство и практика проведения предвыборных кампаний в Российской Федерации позволяет выделить следующие направления использования СМИ в избирательном процессе: * использование СМИ в качестве инструмента предвыборной агитации (предоставление, бесплатно или за плату, печатных площадей и эфирного времени для ведения агитационной деятельности); * использование СМИ избиркомами и органами местного самоуправления (например, для публикации списков избирательных участков). По статистике, наибольшее число квалифицированных наблюдателями нарушений на выборах осуществляется именно средствами массовой информации и их работниками. Вполне возможно, что это объясняется активным использованием средств массовой информации в современных избирательных кампаниях, в связи с чем именно в деятельности СМИ проявляются и описываются многие нарушения иных субъектов избирательного процесса. Кроме того, российское законодательство о выборах и о средствах массовой информации, как уже отмечалось выше, настолько сильно регламентируют их деятельность, что для них зачастую очень трудно принимать участие в избирательных кампаниях, не производя тех или иных нарушений Виды нарушений Участие в освещении избирательной кампании через СМИ кандидатами или доверенными лицами, являющимися журналистами или должностными лицами редакций СМИ - Отсутствие в публикации опросов общественного мнения предусмотренных законом сведений - Опубликование в СМИ результатов опросов после предусмотренного законом срока - Предпочтение какому-либо кандидату в информационных блоках, в том числе по времени освещения агитационной деятельности - Опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству, деловой репутации кандидатов без возможности опубликовать опровержение или разъяснение до окончания срока предвыборной агитации - Нарушение права представителя СМИ знакомиться с протоколом избирательной комиссии и получать его заверенную копию - Нарушение окружными избирательными комиссиями и ЦИКом сроков направления в СМИ общих данных о результатах выборов - Непредставление наблюдателям и представителям СМИ заверенных копий протокола и сводной таблицы о результатах выборов по федеральному избирательному округу - Отказ в допуске на заседание соответствующей избирательной комиссии при осуществлении работы с документами, а также при подсчете голосов избирателей представителям СМИ - Воспрепятствование присутствию наблюдателей и представителей СМИ при установлении итогов голосования Проведение предвыборной агитации вне пределов установленных законом сроков - Нарушение порядка оплаты эфирного времени или печатной площади - Нарушение равенства условий оплаты эфирного времени или печатной площади - Нарушение равенства условий предоставления эфирного времени для дискуссий, круглых столов и т.д. - Нарушение равенства условий распределения бесплатного эфирного времени - Нарушение требований о едином размере оплаты эфирного времени - Отсутствие сведений о финансировании при публикации политической рекламы в СМИ - Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, блоков в день голосования - Нарушение "уполномоченными" СМИ обязанностей по обеспечению кандидатам, избирательным объединениям и блокам равных условий проведения предвыборной агитации и представления избирателям своих избирательных программ - Начало предвыборной агитации на каналах телерадиовещания до регистрации кандидата Оплата эфирного времени не из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, блока - Прерывание передач предвыборной агитации для трансляции иных программ, агитационных материалов, а также рекламы - Нарушение сроков официального опубликования результатов выборов - Неопубликование нормативных актов избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, связанных с подготовкой и проведением выборов - Опоздание с публикацией списков избирательных участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий