Специфика деятельности СМИ в период избирательных кампаний. В связи с обновлением законодательства о выборах Фонд гласности предпринимает очередную попытку хоть как-то подстелить соломку знания на тех местах, где регулярно спотыкаются и падают российские СМИ. По нашему мониторингу 1998 года число конфликтов СМИ в регионах, где проходили выборы, вырастало в 2-3 раза. Это делает особенно актуальным толкование законодательства и правоприменительной практики, связанных с деятельностью СМИ в период выборов. Ближайший год грозит стать рекордным по количеству конфликтов, особенно учитывая то обстоятельство, что СМИ входят в этот год не в лучшей форме - и экономически, и с точки зрения их редакционной независимости. Чтобы избежать большого количества синяков и шишек журналисты должны знать: 1.Толкование нового закона о выборах депутатов с точки зрения регулирования деятельности СМИ. 2.Разборы примеров конфликтных ситуаций, встречавшихся в прошлогодних выборах (Красноярский край, Санкт-Петербург, Башкортостан). 3.Некоторые типичные случаи конфликтов, взятые из мониторинга ФЗГ. 4.Разъяснения Центризбиркома РФ о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы третьего созыва. Новый Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации" превосходит своего предшественника вдвое по объему и многократно по сложности. Он воспроизводит многие положения другого базового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также включил в себя все технико-юридические нормы и разъяснения, которые ранее содержались в инструкциях Центральной избирательной комиссии о порядке ведения предвыборной агитации и деятельности избирательных комиссий. Теперь закон содержит десятки предписаний и запретов, прямо или косвенно относящихся к деятельности и ответственности СМИ в избирательной кампании. Их анализ позволил выявить множество ситуаций, чреватых для работников СМИ серьезными осложнениями в случаях неосведомленности, невнимания, непредусмотрительности. Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению возможных правонарушений, не соответствующих законоположениям, необходимы некоторые разъяснения важных для СМИ юридических нюансов этого закона. Для определения статуса и роли различных СМИ в избирательном процессе законодатель использует тяжеловесные и сложные для понимания юридические конструкции (см. ст. 55 ч. 1, 2, 3, 4, 5 Закона о выборах). Чтобы облегчить их восприятие и использование в нашем дальнейшем изложении, мы воспользовались более упрощенным описанием юридически значимых признаков различных СМИ. Первую категорию СМИ назовем условно "государственными", их составляют электронные и печатные средства, учредителями которых являются государственные органы и учреждения, или если они не менее чем на 15% своего прошлогоднего бюджета финансировались за счет федеральных или региональных государственных средств. Они обязаны предоставлять кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в установленных объемах бесплатно эфирное время и печатную площадь для ведения предвыборной агитации. Часть эфирного времени и печатной площади они также должны предоставлять за плату. Другую категорию - назовем их (также условно) "муниципальными" СМИ - образуют печатные и электронные СМИ, учредителями которых являются органы местного самоуправления, или если они не менее чем на 15% своего прошлогоднего бюджета финансировались за счет средств органов местного самоуправления. Они не обязаны предоставлять кандидатам, избирательным объединениям и блокам бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь для ведения предвыборной агитации, но могут это делать за плату. Предусмотрены для них и некоторые "повинности". Однако для "муниципальных" СМИ (в отличие от "государственных") допустим отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности. Специализированным средствам массовой информации (культурно-просветительские, детские, технические, научные и т.п.) также предоставлено право отказа от публикации агитационных материалов при условии полного неучастия в освещении избирательной кампании. Наконец, третья категория печатных и электронных СМИ, не попадающих под признаки предыдущих, - это СМИ, учредителями которых являются любые негосударственные и немуниципальные органы, общественные объединения, частные лица с любыми легальными источниками финансирования. Назовем их (также условно) "частными". Они, как и муниципальные СМИ, никому не обязаны предоставлять бесплатно эфирное время и печатную площадь, но могут это делать за плату только на равных для всех участников избирательной кампании условиях. Однако и для "частных" СМИ Закон о выборах устанавливает некоторые обязанности, неисполнение которых также может быть правонарушением. Заметим, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" несколько иначе определяет положение СМИ в избирательном процессе. Он не делает различий между государственными и муниципальными СМИ, наделяя их равными правами и обязанностями. В частности и те, и другие обязаны предоставлять кандидатам, избирательным объединениям и блокам бесплатно эфирное время и печатную площадь для ведения предвыборной агитации. Налицо существенная коллизия между двумя федеральными законами в части определения статуса и обязанностей муниципальных СМИ в избирательном процессе. Не беремся объяснять, почему это произошло, но как тут быть? По общему правилу в случае противоречия между законами равного уровня применяются нормы закона, принятого позднее. А если один из них посвящен общим положениям, а другой - более специальным отношениям, то применяются нормы специального закона. Отсюда следует, что в отношении муниципальных СМИ надлежит руководствоваться нормами Закона о выборах депутатов Государственной Думы как более специального и изданного позднее.