ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. Реферат Автор: Николай Баландинский () Дата публикации: 24/03/2004 Категория: Статьи Версия для печати ВВЕДЕНИЕ. За последние пятнадцать лет, иными словами, со времени появления независимой журналистики у нас в стране, этические вопросы её существования становятся всё острее. В нашем обществе успел уже сформироваться негативный образ "жёлтой прессы", "продажных журналистов" и просто "журналюг". Складывается во многом противоречивая ситуация. С одной стороны, журналистика считается престижной профессией. С другой стороны, сохраняется откровенно настороженное отношение к журналистам со стороны не только персон, которые могут объектами журналистского профессионального интереса, но и просто обывателей. Всё это напоминает сложные взаимоотношения народа и А.Б. Пугачевой: приму любят, но одновременно окружают довольно злобными сплетнями. Во многом негативное отношение к журналистам проистекает из стереотипов, которые сложились не в последнюю очередь по вине некоторых репортёров и обозревателей, многие из которых сделали головокружительную карьеру именно благодаря фактическому игнорированию норм профессиональной этики. Какие же это стереотипы? "Журналисты наглы и бесцеремонны". "Они продажны: за деньги размажут любого по асфальту". "Журналисты всё переврут и передёрнут". "Они вечно гоняются за жареными фактами, но чаще сами их и придумывают, рождая дешёвые сенсации". Перед журналистами захлопывают двери; от их телекамер отворачиваются, закрывают ладонью объектив и собственные лица. И не всегда потому, что есть чего стесняться и что скрывать. Зачастую просто из недоверия. И тогда опять встаёт вопрос всё той же опороченной этики: что делать в этом случае? Не дать закрыть дверь, отвести руку и продолжать снимать? Можно руководствоваться теми нормативами, которые были выработаны международным журналистским сообществом. Их не так много и они в общем развивают одни и те же идеи. Прежде всего это "Международная декларация принципов поведения журналистов" (Принята Конгрессом МФЖ в 1954 году. Поправки внесены на Конгрессе Международной федерации журналистов в 1986), "Международные принципы профессиональной этики журналиста" (приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года ), а также российские аналоги: "Кодекс профессиональной этики журналиста" (принят первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года) и "Кодекс профессиональной этики российского журналиста" (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года). Конечно, реалии российской жизни внесли свои коррективы в "кодекс чести" наших журналистов. Мы, к сожалению, не обладаем той финансовой свободой, которой пользуются западные коллеги. Редко какое СМИ может полностью содержать себя. Отсюда зависимость российских СМИ от "денежного мешка", как на постоянной основе (когда последний является владельцем СМИ) или эпизодически, когда спонсоры привлекаются под конкретный проект. Естественно, "спонсорами" можно считать и рекламодателей, а посему привлечение рекламы является головной болью любого издания или телепроекта. Рекламное дело было признано несовместимым с журналистикой, что было зафиксировано в ещё советском кодексе 1991 (как и в редакции в 1994 года), но позднее эта "несовместимость" была устранена... Действительно, рекламная статья, написанная талантливо, может считаться литературным произведением и даже одной из разновидностей лиnературного жанра. Но даже если отбросить в сторону чисто рекламные материалы, ведь остаётся ещё ниша "подрекламных" материалов, которые сами по себе не носят никакого рекламного характера, не призывают ничего приобретать. В качестве примера могу представить собственный опыт. Моя "специализация" - международная публицистика (культура, этнография, география), страноведческие обзоры, путевые заметки. Учитывая ситуацию на рынке "окологеографических" изданий (печатные СМИ), приходится смириться с тем, что часть предложенных мной и другими аторами материалов никогда не увидят свет. Ответ редактора простой: "Нет рекламы под статью". То есть, если я напишу статью о Египте, "под статью" могут "подогнать рекламодателя" из числа тех же турфирм, специализирующихся на Египте. Но если я предложу лучший репортаж о Ливии, куда никто туристов не отправляет, то при всей редкости и экзотичности материала, редакция не поставит материал в номер. Иногда, впрочем, перед автором не ставится таких условий, и рекламодатели "подгоняются" пост-фактум. Но общая тенденция очевидна. Однако, ввиду того что такой материал сам по себе не носит рекламного характера, а является часто лишь "подводкой" к рекламным объявлениям, от публикации которых автор не получает никаких "комиссионных", его можно и нужно считать продуктом именно журналистского, а не "рекламистского" труда. К сожалению, существует тенденция изначально ориентироваться на спонсоров и рекламодателей. Приходится поражаться откровенной наивности иных "продюсеров", которые мечтают об очереди из рекламодателей, которая выстроится у дверей их кабинета, как только выйдет журнал или телепередача. Естественно, никакой очереди нет и в помине. Выпустив пару-тройку номеров, такие журналы тихо и незаметно уходят в небытие. Получается, что некотрые СМИ ориентируются прежде всего на "спонсора", мечтая, кому бы подороже продаться (хотя бы разово и частично), а интересы читателей ставятся на последнее место. Стоит сравнить "туристско-географическую" прессу Запада и нашу отечественную, постоять у полки и просто полистать журналы, знакомясь с содержанием. Сравнение будет явно не в пользу нашей специализированной прессы. Получается, что ТАМ во главе всего стоит Читатель, а ЗДЕСЬ - Рекламодатель. В результате мы имеем то, что имеем, плюс ко всему сознательно попираемые нормы журналистской этики, с которыми попробуем разобраться подробнее. Журналистские контакты. В процессе своей деятельности журналист сталкивается со множеством людей, которые могут быть объектом его профессионального интереса. Естественно, всё зависит от "специализации" журналиста, т.е. от той тематики, в рамках которой он работает. Тем не менее, они неизбежно будут более чем широкими, поскольку для сбора информации журналисту придётся общаться с людьми разных социальных слоёв, разного образовательного и культурного уровня. Журналистские контакты можно разделить на официальные и неофициальные. Понятно, что брифинги, пресс-конференции, презентации предполагают официальное общение, даже если оканчиваются фуршетом, на котором всё смешивается. К этой же категории относятся интервью с официальными лицами разного уровня - от пресс-секретаря до президента. Естественно, официальное общение предполагает наличие некоторого регламента, иногда предельно жесткого. Например, в КНДР на официальных мероприятиях (на которых только и можно кого-то проинтервюировать) существует даже специальная разметка: вот здесь следует стоять; отсюда надо снимать проход руковолителя, оттуда - рукопожатие и т.д. Но это, конечно, крайности. В нормальных странах всё гораздо проще и регламентация касается в основном порядка задавания вопросов, хотя понятие "место для прессы" существует практически везде. С неофициальными контактами и всё гораздо проще. Они вообще могут носить спонтанный характер. Но и в том, и в другом случае отношения журналиста и "контактёров" должны отвечать требованиям, излагаемым как международными, так и российскими этическими кодексами. " Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он избегает вторжения в личную жизнь и допускает обнародование сведений такого рода". исключительно в тех случаях, когда это необходимо для защиты интересов общества, прав и законных интересов граждан". Журналист и адресат информации. Отношения журналиста с адресатом информации (а вернее "отношение к адресату") регламентируется следующими нормами: "Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были понятны как можно более объективно". "В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует СМИ, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы по всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием". "Характер профессии требует, чтобы журналист способствовал общедоступности информации и участию общественности в работе средств массовой информации. Это предполагает обязанность исправления ошибки и право на ответ". "Профессиональные нормы предписывают журналисту уважать интересы общества, его демократические институты и общественную мораль". (МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЖУРНАЛИСТА). Помимо этого существует ещё и Хартия Телерадиовещателей России, подписанная ведущими телекомпаниями. Она, в частности, провозглашает: "Отказ от демонстрации либо описания в телерадиопрограммах чрезмерной жестокости и насилия". Под демонстрацией либо описанием чрезмерной жестокости и насилия в целях настоящей Хартии понимается излишне натуралистичный, неоправданно подробный и шокирующий показ документальных сцен умерщвления людей и животных, издевательств над людьми и животными с использованием физического насилия, а также сцен последствий преступлений, катастроф и стихийных бедствий с детальным изображением ранений, трупов, значительных увечий, следов пыток или побоев. "Отказ от излишне сенсационной подачи материалов об открытиях и достижениях в области медицины, могущих вызвать у телезрителей и радиослушателей неоправданные опасения или надежды". Кроме того, провозглашается "стремление к чистоте, правильности и образности русского языка в телерадиоэфире, отказ от неоправданного, примитивно-подражательного заимствования иностранных слов, употребления ненормативной лексики, сленговых и жаргонных выражений". Излишне говорить, что именно этот принцип остался менее всего реализованным. Все эти красивые фразы звучат как насмешка, особенно учитывая опыт тех телеканалов, которые эту Хартию не подписывали. К сожалению, телеэфир слишком потакает общественным вкусам, которые имеют тенденцию к дальнейшей примитивизации. Прежде всего речь идёт о так называемых "молодёжных" передачах и телеканалах. О радио и говорить нечего: режим прямого эфира оставляет мало шансов "стремлению к чистоте и т.д".