Техника СМИ 1774 - Луиджи Гальвани А Вольта М. Фарадей Д.Максвелл 1865 (Эл. природа света) Герц М. Махальский 1778, Д. Юз - 1779-1880гг. - угольный микрофон А.С. Попов 7 мая 1895 г. Г. Маркжи - 2,4 км Морзе 1) Сбор материала 2) Запись 3) Монтаж 4) Подг. фон 5) Эфир _____________________________________________________________________________ Радиовещание Техника и технология радиовещания Референко - учебник Лекция № 1 Изобрел Попов - одно из СМИ. Радиосигнал Перед появлением радиовещания нужно было изобрести радиосвязь. Технические предпосылки радиосвязи Телеграф - оптическая передача сигнала, Огни между двумя башнями - нужна зона видимости. Электротелеграф - все равно нужно протянуть провод. Связь на военных кораблях возможна только в зоне прямой видимости. Разработка беспроводного телеграфа Передача без проводов - 1-ый в 1774 - Луиджи Гальвани. Теория животного электричества, эксперименты на лягушках. К лягушачьим лапкам привязывал металл, одну лапку "заземлял", другую привязывал на крышу. При приближении грозы лапки начинали дергаться. В 1774 году понял, что это из-за разнородности металлов 1832 - Фарадей оставил в лондонской библиотеке письмо, которое нашли спустя десятилетия, в котором писал, что электросигнал возбуждает волну, которая ведет себя как круги, когда бросаешь камень в воду. Волновая теория - гипотеза. Максвелл доказывает волновую природу электрической искры. Опыты Герца - закрепление идеи. Эл. искра возбуждает волну. Как ее зафиксировать? 1778г. - Махальский изобретает угольный микрофон. Некоторые считают, что его изобрел Юз. Юз демонстрирует своим профсобратьям передачу электросигнала на 1---150 м. На аксилографе фиксировал сигнал, говоря в микрофон. Не только возбудить, но и поймать искру. 7 мая 1895 - прием радиосигнала - День Радио. 1895-96 гг Маркони - итальянец в Америке. Попов - профессор питерского универа, потом в Кронштадте - связь с военными кораблями - занимался этим закрыто, идею не запатентовал, не провел публичный показ, патент достался Маркони. От искры возбуждаются волны. Про антенну Попов ничего не знал, работа проходила на энергии волны. Волна давила на мембрану, сжимавшую металлический порошок. Задачей было, как этот порошок встряхнуть. Звонок дверной стучит по банке (звонок времени Попова), тот решает, что звонок будет встряхивать порошок. Поднять антенну выше. Распространение волны от искрового вибратора. Позднее искровой вибратор запретят - слишком сильные помехи. Азбука Морзе - нет слов. Один раз сигнал не прошел - оказалось в момент передачи между передатчиком и принимавшим кораблем был еще один корабль - радиолокация. АО Маркони - надо финансировать проект. 1894г - кража идеи Попова, Попову предлагается сотрудничество, но он оскорблен и отказывается. Передавать слова? Назначением микрофона было переводить звуковые сигналы в электрические. Давление на микрофон --> давление на ушные перепонки, среднее ухо. Одновременно на 2 уха. Звук идет на аудиторию и отражается в ухо. Каждое получает сигнал с опозданием, это нужно, чтобы знать, где находится излучатель звука. Юз и Махальский. угольная конструкция микрофона. Порошок, сверху фольга. Колебания звука - давление на уголь, спрессовывание, чем >, тем > проходимость звук. сигнала. Не просто точка - сигнал, а промежуточные состояния. Звуковая волна --> электросигнал Радио - передать звук на расстояние без проводов в отличие от телеграфа Микрофоны 1) По способности преобразования сигнала угольные электродинамические бывают катушечного (как в аудитории 201) типа и ленточного Катушечного - магнит, внутри к мембране (фольге) приделана катушка. Катушка пересекает магнитное поле --> меняется сигнал. Ленточного - градиента давления (см. ниже) - мембрана - фольга, но действие может быть внутри кольца с любой стороны. Колебание в зависимости от того, откуда давление. конденсаторные - сохраняется заряд. Под давлением - больше заряд или меньше. самые качественные, для записи музыки. Чувствительны. Высшая категория качества. Музыкальные станции - выше широта сигнала. пьезоэлектрические Некий Металл может деформироваться, образуется заряд, чувствительны. Маленькие икрофоны для петличек, достаточно частот при разговоре, для обширных аудиторий нельзя. 2) По признаку приема сигнала приемник давления - диафрагма только в одном направлении (Говорить можно только в одно место микрофона) У помещения - эффект своей тишины. Нужно ее писать. Меняется звуковой фон, если делать дописку в тишине другого помещения это слышно, получается искусственный вакуум приемник градиента давления - можно говорить с любой стороны - ловит все шумы как голос говорящего 3) По диаграмме направленности Всенаправленные Градиент давления, ловит звук со всех сторон, удобно для журналиста, звукорежиссера. Минус - на улице пишутся лишние шумы, потому что по радио нет изображения собеседника, все источники звука становятся равнозначны Направленные В одну сторону. В конденсаторных можно регулировать направленность диафрагмы Кардиойные - остронаправленные (прямо в рот) - тяжело. + -ом является то, что, если повернуться спиной к автобусу его шум не запишется. Нужен выбор негудящего помещения, параметры которого близки к параметрам Золотого Сечения 4) По функциональному назначению вокальные инструментальные студийные репортерские петличные настольные "таблетки" - в центре стола 5) По сбору передачи радиосигнала кабельные - кабель болтается, меньше возможность поймать шум радиомикрофоны - без кабеля Если не следить глазами, а только слушать, кажется, что говорящий с микрофоном не перемещается. Структура радиостанций Сформировать и передать сигнал Некоторые могут только передавать - не нормально Аппаратно Студийный Комплекс АПК 1. Аппаратно - Студийный Блок Студии: малые 8-25 м - говорить без микрофона, направленный звук ударяется в стенку, отражается, летит обратно. становить микрофон надо там, где сигнал направленного звука = сигналу отраженного полностью заглушенные Раньше не было риверберегторов (?????) - эффекта объема звука. Аппаратные 2. Аппаратная Вещания см. продолжение в сл. лекции Лекция № 2 1877 - Эдисон 1818 - Паульсон 1903 - телеграфон 1)Сбор материала 2)Запись 3)Монтаж 4)Формирование передачи 5) Фоногр 16гц - 20000 ДВ (АМ) длина - 20 кГц 148-408 кГц 2000км (моно) СВ (АМ) 575-187 КВ - декам 9-11 м 75-49 41-19 16-11 4кв - 65, 9 - 74 МГц FM - 87,5-100 FM - 100-108 _____________________________________________________________________________ АСК: 1)АСБ (АПБ = Аппаратно - программный комплекс) 2)АВ 1): 1. малоэфирные - звук заглушен 2. средние 60-120 м 3. большие >200м 200-300м некоммерческие госрадиостанции Аппаратные: режиссерские Режиссер руководит процессом. Микшерный режиссерский пульт, с помощью которого можно уменьшать или увеличивать звук. Режиссер решает, какой микрофон включить. технические монтажная выполняется то же, что литературным редактированием, но в аудиоряде. Машинистка печатает с пленке, на компьютере правят, то что убрали на компьютере вырезают на пленке. Это - линейный монтаж. Для коммерческих станций это слишком дорого. На пленке делают метки без перепечатывания на компьютер. Там, где метка на удаление, компьютер, который работает со звуком просто пропускает часть записи. Ничего не вырезают. В АСБ формируется часть программы. Чтобы сформировать комплекс программ с рекламой, отбивками, позывными радиостанции, сигналами точного времени нужна АВ. В АПБ происходит выход программы Подготовка радиопередач. 1)Сбор материала. Подготовка - просмотр материалов на тему записи, интервью - как каких-то статей, старых публикаций, информации из Интернета, так и прослушивание аудиоинформации, которая могла сохраниться на радиостанции. + переговорный процесс - договориться о встрече с тем, у кого берешь интервью + выбрать места для записи, чтобы поменьше шума, пробная запись, запись тишины. 2)Запись Нужно определить тип носителя (пленка? чип?), устройство записи, аналоговое или цифровое предпочтительнее. Аналоговая и цифровая запись Эдисон - 1-ая запись на фонографе. Круг, оловянная фольга, мембрана, иголка - колебание, процарапывание фольги. Механическая запись 1898г Датский инженер Поульсон - магнитная запись Струна от рояля, намагниченная магнитным карандашом. Звук преобразовывался в электрический сигнал. Поле становилось то больше, то меньше Иоганн Рейс первым воспроизвел звук. Поульсон - искусственное ухо создал. Кожа = перепонки. Спицу окунули в раствор ртути. Магнитная головка двигалась вдоль рояльной струны - только несколько секунд записи. Как записывать дольше? Придумал стальную проволоку намотать так, чтобы она с одной катушки перемещалась на другую, при этом магнитная головка оставалась неподвижна. Ленто-протяжный механизм - запись до 30 минут звука. Струна оставалась намагниченной сколь угодно долго. Паульсон получил премию. Но изобретение было плохо применимо - пленка соскакивала с катушек и закручивалась. 1938г. фирма "Басф" Лавсановая пленка - на нее металлический порошок = ферролавсановый слой Возможна многочасовая запись. Сегодня главенствует в мире - на ней максимум фонограмм, в том числе из гостелефонда. Ферромагнитная пленка не размагничивается. Перезапись с кассеты на нее - качество записи становится хуже. Неравномерность слоя приводит к структурным шумам + контактные шумы - пленка трется о головку. От этого не избавиться. Монтаж линейный, перезапись с пленки на мастер-пленку, на главный магнитофон. Программа. При аналог. - монтаж больше трех раз не делают - качество отвратительное. Цифровая запись. Можно на обычную пленку выполить цифровую запись - стримеры передают на аналоговую ленту цифровой сигнал. Большой + то, что если шумы, сигнал выпадает, а компьютер меняет и группирует так, что сигнал записывается на другой фрагмент. + автоматическая коррекция ошибок 3)Монтаж Монтаж цифровой записи - нелинейный монтаж. Нет перезаписи кусков, склейки. Есть адрес у каждого куска, поменяв адрес, кусок можно переставить. Исчезают структурные и контактные шумы, качество не ухудшается. Перезапись не больше 10 раз. Запись - виды магнитофонов. студийный, репортерский. Отличаются размером и мобильностью, аналог или цифра. R-DAT - магнитофон. Наклон - площадь пленки увеличивается. Хорошее качество. Встроенный диск. Магнитооптический диск. Между микрофоном и компьютером должен стоять компрессор - технология сжатия шумов, чтобы донести как можно больше информации. Алгоритм МР-3 (МП-3) 4)Формирование передачи - работа журналиста - водится музыка, отбивки 5) Создание фонда фонограмм (Сохранение до 10 лет) Самые удачные записи сохраняются для Минпечати. Категория групп качества (радио продукции, а не радиовещания, что не одно и то же). Мы слышим определенные звуки. Частота = вибрация, звук = волна, преобразуется в электрический сигнал. Громкость и тон звука важны. инфразвук < то, что слышит человек = от 16 до 20.000гц > ультразвук По ГОСТам Слишком широкий сигнал, высшая категория качества - 40-15000гц для аналого-цифрового и аналогового вещания 1-ая категория кач-ва - 50-1----гц 60-8000гц - разговорная станция Радио-частотный диапазон. Попов и Маркони. 1-ое освоение - длинные километровые волны. Излучатель - машинные генераторы. АМ - Амплитудная Модуляция длина волны 1-20 148-408 кгц (От частоты зависит, какой звук по качеству получит слушатель, в какой точке земного шара и в какое время будет доступен звук). Распространение до 2000 км. 1-ая категория качества. Госрадиостанции, огромный охват тер-рий, способность огибать препятствия Интерференция - волна перекрывается другой волной Передачи на длинных волнах можно слушать за пределами города. Коммерческие радиостанции себе не могут позволить - слишком дорого. А для гос-ва длинные волны важны. Ионосфера не прозрачна. Через нее определяется дальность распространения волны. Ионосфера - это "зеркальная пленка", "плазма", туман, который нависает над планетой. Волна теряется по атмосферным осадкам, начинаются промышленные помехи. Гектометровые - средние волны 575 - 187 м Как и при длинных, ионосфера не прозрачна. Утром она растоплена, волна улетает, распределяясь как прямая линия. Ночью кач-во снижается, волна распространяется дальше Подходит для городов, где плотность населения больше 1 мил-на жителей Помехи от промышленности, чувствительность к осадкам. Детаметровые = короткие несколько диапазонов 75-49 Для местного вещания (не так грязно) 41-19 16-11 Лекция № 3 УКВ - 65,9 - 74 мГц FM - 87,5 - 100 FM - 100-108 1)Стереофоническое вещание 2) Внестудийные передачи РЖК 1)Устройство записи/воспроизведения 2)Микрофон 3)Передача 4)Микшер 5)Наушники ТВ 1)1817г - Берцелиус (селен) 2)1839г - Бекнерен(ИЗВИНИТЕ???)/Беккерель - свет в электрический ток 3) 1858г Гейслер 4)1873г - Мэй 1875 - Дж. Керри 1878 - 1880Пайва, Сенлек, Бахметьев 1889 - П. Нипков 1888 - А. Г. Столетов 1907 - Розинг 1925 - Берд, Дженкинс, Термен 1931 - Шмаков 1934 - 35 г - 180/375 строк 1948 - Катаев, Новаловский 675 строк __________________ УКВ - 65,9 - 74 мГц FM - 87,5 - 100 FM - 100-108 На западе вещание - верх УКВ диапазона FM - верхняя часть УКВ-диапазона. Мы ушли в нижнюю, а теперь мы в FM, но частоты заполнены плотно, а нужно сохранять эфирный шаг, чтобы волна не наезжала на волну. FM прозрачен для ионосферы. сигнал со спутника до земли дойдет. Но нет способности огибать волну. 31год Карл Джанский Передатчики должны получать сигнал в зоне прямой видимости. (Можно далеко). Высшая категория звучания. 1)Стереофоническое вещание Звук в наши уши попадает со сдвигом во времени - сперва в одно ухо, потом в другое (Это Виталий Павлович объяснял свой предмет для аудитории как для круглых... гуманитариев) Бионоральное (?) св-во слуха человека и животного в том, что мы по слуху можем определить направление звука, где находится источник звука, куда перемещается. Моновещание (из колонок) - это одинаковое звучание, создающее искусственность звука Концерт. Звук вторичного помещения. Можно перед музыкантами ставить микрофоны, но тогда мы будем слышать только альт или только скрипку. Вещание из 2-ух динамиков. Эффект искусственной головы с микрофонами вместо ушей. При стереовещании это получается, при моно - нет, сдвиг звука и каша. Задача была сделать так, чтобы при передаче из моно в стерео и обратно не было эфирной каши. Решили записывать на микрофоны с разной диаграммой направленности (Например, градиет и градиент давления) и разбросать по колонкам. То есть записать раздельно, а потом на микшерном пульте разбить по колонкам - это и создает стереоэффект (ОРТ) Магнитофон - много каналов, 2 канала вещания - эффект объема вещания. 2) Внестудийные передачи Нужно рассказать про: (1)РЖК (Радио Журналистский Комплект) 1)Устройство записи/воспроизведения (Звуковая станция пишет на диск, магнитофон) 2)Микрофон (комплект микрофонов - на случай пресс-конференции, например) 3)Передача - Устройство для передачи. Аналог - репортофон = гибрид телефона с микшерным пультом. Звуковая станция: файл может сразу лететь в эфир. 4)Микширование - маленький Микшерный пульт. Сегодня цифровой, чтобы не тяжело таскать с собой было. 5)Наушники - комплект. Нужно контролировать качество записываемого звука, чтобы в эфир все шло без лишних помех. (2) Передвижная радиостанция - мобильное транспортное средство, замечательная аппаратура, но менее компактна. Микшерный пульт, до 20-30 видов микрофонов, к Абель, чтобы было меньше помех, источник независимой электроэнергии (если нет розетки (съемки в поле), работа за счет электрогенератора), розетка необязательна, стойка переключения передачи - антенна.