Формообразующие элементы радиоискусства (речь, музыка, шумы, документальные записи). Особенности звукового восприятия. Место вербальных и невербальных форм акустического воздействия. Методы наложения документальных записей. Основные функции музыки на радио. Радио и телевидение превосходят другие средства массовой информации по своей оперативности, возможности информировать людей непосредственно с места события. Газета, а тем более журнал или книга уступают им в оперативности, однако они более обстоятельны, располагают более широкими возможностями для анализа, обобщения, комментирования. Содержащуюся в них информацию можно сохранить, при необходимости возвратиться к ней, сравнить с вновь поступившей. Вместе с тем все средства массовой информации обладают одной общей чертой - массовостью, способной охватить огромное, практически неограниченное количество людей. Радиовещание - это передача информации, звука с помощью радиоволн через радиоцентры на радиовещательные приемники. В наших государствах получило также развитие проводное, в том числе стереофоническое, вещание. Радиопередачи адресованы неограниченному числу слушателей % передаются по государственной системе развивающейся радио- и проводной сети вещания. Специфические качества радиовещания дают возможность использовать его как мощный инструмент влияния на людей. Радиосообщения требуют значительно меньшего напряжения и усилия для понимания и восприятия, нежели сообщения печатные. Важна и скорость, с которой при помощи радио распространяются сообщения. Богатым арсеналом средств формирования эмоционального отношения слушателей к обсуждаемым проблемам обладают на радио устное слово, музыка, шумы и другие технические приемы радиовещания. Поток информации от источника к получателю с учетом специфики каждого канала может быть представлен следующим образом: "Изложение по радио репортажа о данном событии в его развертывании - каждый час новые детали, более многогранная и обобщающая картина этого события с показом видимых и поэтому особенно убедительных деталей - в тот же вечер по телевидению и в иллюстрированной вечерней газете, и, наконец, полная картина того же события с оценкой а обстоятельном комментарии, завершающем формирование социальной установки по отношению к нему, - на следующее утро в газете. А через две недели - на этот раз в кинохронике - напоминание о событии и закрепление сформированной ранее социальной установки. Через месяц - в журнале статья, анализирующая это событие во всех его взаимосвязях.". В чем же проявляется специфика радиовещания? Главное в природе радиовещания определил В. И. Ленин, назвав радио "газетой без бумаги и без расстояний". Восприняв традиции, многие жанры и формы публикаций от печати, радио обнаружило вместе с тем свои специфические особенности в распространении знаний: - звучащее слово и акустическая картина в передачах; - возможность сообщать о ходе события непосредственно в момент его совершения; - прямое обращение практически к неограниченной аудитории. Выступлениям по радио больше всего отвечают достоинства устной речи, ее строй интонации. Построение устной речи подчинено определенным правилам, отличным, от правил печатного слова. Так, хорошая газетная статья иногда не производит должного впечатления при передаче по радио, или бледно порой выглядит радиопередача, о которой рассказано в печати. Радиовещание в отличие от телевидения охватывает практически всю страну. Революция в области технических средств радиовещания, распространение приемников на транзисторах сделали радио вездесущим. С развитием телевидения оно не только сохранило, но и увеличило свою аудиторию. Психология восприятия звука по телевидению и психология восприятия звука по радио-вещи совершенно разные, ибо "наше ухо воспринимает для себя лишь то и лишь так, как ему подсказывает глаз" Это любопытное соображение справедливо для всех телепередач, в том числе и для тех, которые базируются преимущественно на звукоряде - "разговорных", "музыкальных" и т. д. В отличие от газеты или книги радио и телевидение приходят в каждый дом, в каждую семью живым человеческим голосом. Они способны передать с документальной точностью эмоции выступающего, шум митинга, реакцию болельщиков во время захватывающего спортивного поединка. И радио, и телевидение позволяют сохранить информацию на магнитной пленке, с тем чтобы по мере необходимости можно было вернуться к полюбившимся программам. Проникая почти в каждый дом, радио и телевидение несут информацию, знания даже тем людям, которые по тем или иным причинам - в силу занятости, плохого здоровья, отдаленного места жительства, отсутствия потребности расширять кругозор - не выписывают газеты и журналы, редко смотрят кинофильмы и театральные спектакли. Эти слои населения с помощью радио и телевидения приобщаются не только к сфере политических новостей, но и к миру культуры, искусства, спорту. г'адио способно передавать информацию с места события. Это качество, дополненное изображением, является сильной стороной и телевидения. В данном случае они выступают не только как прямые каналы передачи самого события, как способы донесения его до слушателя и зрителя, но и как толкователи, комментаторы. Причем комментирование часто происходит в процессе события. Радиовещание заметно перестроилось с развитием телевидения. Учитывая, что понимание радиосообщения не требует такой концентрации внимания, как сообщение по телевидению или в газете, размежевание программ телевидения и радио шло прежде всего в зависимости от времени дня: утренняя и дневная аудитория сохранились за радио, вечерняя - перешла к телевидению. Формирование у радиослушателей привычки слушать в одно и то же время одни и те же передачи играет существенную роль в повышении их эффективности. Важное значение имеет определенная, известная слушателю периодичность передач, транслируемых в оптимальное для аудитории время. Эту логику верстки и сетку передач радио должны знать журналисты и учитывать при составлении программы передач телевидения, чтобы наиболее важные телесообщения по времени не совпадали с популярными среди определенных групп населения радиосообщениями. В своем влиянии на аудиторию радио пошло дальше телевидения в части дифференциации программ, рассчитанных на определенный контингент. Большинство радиослушателей перестало слушать все программы подряд, предпочитая те передачи, которые представляют для них интерес. Радио удержало первенство в оперативности сообщений о событиях в стране и за рубежом, вышло вперед по распространению музыкальной культуры. Влияние телевидения привело к переходу от смешанного радиовещания к специализации отдельных программ с четко выраженным профилем вещания, с ориентацией на определенные группы людей, к дальнейшему совершенствованию наиболее распространенных видов радиовещания - информации и музыки, к активизации вещания в утренние, дневные и поздние вечерние часы, т. е. во время менее интенсивной деятельности , телевидения. В условиях развития телевидения стала особенно острой проблема координации программ радио и телевидения. Анализ программ радио и телевидения показывает, что наибольший эффект в совместной работе достигается тогда, когда осуществляется взаимодополняемость и контрастность программ при общих принципах их составления. При этом следует сразу же оговориться, что речь идет о текущем планировании. В текущем планировании радио-и телепередач в утреннее и дневное время, когда вещание ориентируется на тружеников полей, сменных рабочих, домохозяек, пенсионеров, детей, наиболее плодотворным является принцип взаимодополняемости: аудитории предлагаются две однотипные или одножанровые передачи, которые могут идти одна за другой - сначала по радио, затем по телевидению или в обратном порядке. Эти передачи могут быть посвящены одной теме или готовиться одним автором. В вечернее время, особенно в часы, когда телевидение привлекает наибольшую аудиторию, радиопрограммы могут верстаться по принципу контрастности: например, эстрадному концерту, идущему по телевидению, противопоставляется образовательная, литературная или иная документальная передача по радио. Аудитория радиовещания представляет собой уже не общую монолитную массу, а распадается на отдельные группы, объединяемые общностью интересов в социальном, профессиональном, образовательном и возрастном аспектах. Кроме того, значительное число телезрителей в определенные часы систематически обращается к радиоприемнику. Развитие свободы информации внесло немалые изменения в характер работы радиожурналистов, прежде всего в общение с радиослушателями. Особое место здесь занимает прямой эфир. Уникальный случай произошел в работе радиожурналистов Тюмени. ... Семнадцать часов находились радиожурналисты Тюмени в прямом эфире с нашумевшего по всей стране пленума Тюменского обкома КПСС, который принял отставку секретарей обкома, а также всего бюро. Ситуация на плепуме менялась каждые полчаса, что-либо предсказать было невозможно. С первых же минут заседания пленума радиожурналисты решили сделать так, чтобы не только слушателям было известно, что на нем происходит, но донести и до участников пленума обкома мнение радиослушателей о происходящем в зале. Чтобы была даже не двойная, а тройная обратная связь. Прежде чем передать мнение радиослушателей участникам пленума, журналисты решили те отклики, которые будут поступать по ходу заседания, зачитывать прямо в эфир, сначала делая их достоянием радиослушателей. И уже потом передавать в рабочий президиум пленума. Для выполнения задуманного радиожурналисты решили объявить в ходе трансляции номера телефонов, по которым радиослушатели смогли бы позвонить, задать вопрос, высказать мнение, внести предложение. Сообщили об этом предложении в президиум пленума еще до начала первого перерыва в его работе. Не сразу, а тем более с удовольствием, такое предложение было принято. Как только по радио объявили номера телефонов и предложили аудитории звонить, все три телефона буквально накалились от непрерывных звонков, и эмоций. Звонки непосредственно ведущим были ободряющими, люди благодарили за работу, выражали свою поддержку, - желали успеха. В связи с работой пленума по телефону поступило около пятисот вопросов, предложений, мнений. Эта работа в прямом эфире значительно повлияла на ход самого пленума: его участники знали о прямой трансляции, а потом, когда была установлена обратная связь, услышали мнение о своей работе, почувствовали пристальное к себе внимание, что качественно меняло содержание происходящего на пленуме. Нельзя не упомянуть о том, что люди приходили прямо в обком партии с просьбой дать им возможность высказать свое мнение о происходящем непосредственно в микрофон. Им в этом не отказывали.