Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм. В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло. В первую очередь, это связано с возможностью применения типологических раскладок в маркетинговых исследованиях. Сущность типологии - объединение типологических единиц (в данном случае изданий или программ) в группы по характерным признакам. Такими признаками могут быть: * характер аудитории; * целевое назначение; * время выхода (вечерняя газета, утренняя телепрограмма); * периодичность (ежедневная газета, еженедельная программа и т.д.). По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий и программ: * общероссийские (их аудитория включает все основные группы населения, проживающие на территории РФ - напр., "Аргументы и факты" и т.д.); * межрегиональные (охватывают население нескольких регионов - напр., СТС, РЕН-ТВ и т.д.); * международные (объединяющие группы населения разных стран - напр., "Cosmopolitan", "Домашний очаг" и т.д.); * этнических общностей (наций, народностей): * территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ); * для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.) * для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.); * для возрастных групп (молодежи, пожилых и т.д.); * для женщин и мужчин; * для малых групп (семья, клуб и т.д.) * для групп верующих (православных, католиков и т.д.) По целевому назначению: * публицистические; * литературные; * культурно-просветительские ("Театр + ТВ"); * развлекательные; * учебно-образовательные; * методические (журнал "Литература в школе"); * научные ("Очевидное-невероятное"); * рекламные (газета "Экстра-М"); * информационные ("Время, "Сегодня") и др. (Возможно сочетание в одном издании или программе различных назначений - напр., научно-публицистические). По целевому назначению СМИ классифицируются с учетом осуществления функций политики, экономики или каких-либо течений. По этим признакам они могут быть классифицированы как оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.д. Возможна классификация по тематическому признаку (спорт, кулинария и т.д.) или по жанровому (интервью, репортаж, ток-шоу и т.д.). Типообразующие факторы: главным типообразующими факторами являются - аудиторная направленность, стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и т.д.). От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит: 1) проблемно-тематическая направленность, обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим. А от того, в каком свете будут освещаться проблемы и темы, зависит 2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях; при этом очень важно, какая позиция будет реализоваться в условиях плюрализма, т.е. 3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев. Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы "второй пласт" типообразующих свойств.