Жанры в теории и практике журналистики У журналиста, конечно, тоже всегда есть цель. Даже не одна, а несколько. Выполнить задание редакции. Помочь герою добиться справедливости. Продемонстрировать любимой свою гениальность. Объяснить, кто виноват в случившемся. Вставить фитиль коллегам. Заработать гонорар, в конце концов! Какая из этих целей сильнее всего влияет на определение жанра будущего произведения? Та, которая формулируется прежде всего как информационная задача: "объяснить". Объяснением по преимуществу занимается корреспонденция. И если объяснять придется конкретное законченное происшествие (а не перспективы развития, или, скажем, произведение искусства), то предметно-функциональные отношения сложатся в пользу именно указанного жанра. Функция корреспонденции - ответить на вопросы "почему, в чем причина", "кто виноват". Функциональная обоснованность - второй кит, на котором держится жанр. У жанра может быть несколько функций. Та же корреспонденция, например, в течение многих десятилетий использовалась для распространения передового опыта и проверки выполнения планов и обязательств. Но в основе неизменно оставалась все-таки информационная задача - выяснение причины (успеха или неудачи) в конкретном случае. Про обязательства газеты уже не пишут, а причинами всего происходящего по-прежнему интересуются. Можно ли одну задачу решать разными средствами? Да. Целый ряд жанров используется, скажем, в целях полемики: статья, памфлет, реплика, открытое письмо... Однако у каждого из этих жанров полемическая функция - одна из возможных, дополнительных, а при этом имеется собственная основная специальность. Статья, например, специализируется на постановке и решении проблем, поиске ответов на вопрос "что делать"? Функции других жанров распределяются таким образом, что с их помощью обеспечивается решение наиболее распространенных, "типовых" познавательных задач. Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос "что происходит?", репортаж показывает - как это происходит, корреспонденция - объясняет "почему", интервью - "что об этом думает?..", обзор и помогает представить положение дел в целом, обозрение - увидеть в этом целом перспективные тенденции... Вот почему так важно для газеты разнообразие жанров: при разделении труда все вместе обеспечивает полноту и всесторонность знания о "мире сегодня". Главные (информационные) признаки жанра остаются неизменными в течение столетий. Остальные более подвижны, но изменения их для жанра весьма чувствительны. Вот как это выглядит на практике: У очерка кроме его постоянной информационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имелась дополнительная социальная функция - наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания... Теперь представьте себе, что журналист обращается к участникам войны с просьбой вспомнить о самых тяжелых испытаниях, через которые им пришлось пройти. - Я буду писать очерки, - говорит журналист. Люди, разрывая себе сердце, открывают душу - воскрешают в памяти страшное, мучительное, горькое... Все это записывается на диктофон и практически дословно входит в цикл очерков о войне. Журналист бережно сохраняет фактический материал, но выдвигает на первый план исследовательскую функцию очерка, а в качестве социальной задачи - не воспевание подвигов, а показ грязной, аморальной, бесчеловечной стороны войны. Участники предстают мучениками, жертвами или невольными соучастниками преступления, но отнюдь не героями. Люди читают в газете: да, это наши слова, это правда... но какой обман! Разве это очерки? Очерки - это восхваление, прославление, а тут одно сплошное очернение! Наградная функция снята - конвенция нарушена. - Мы так не договаривались! - и считающие себя обманутыми и оскорбленными люди подают на журналиста в суд... С функциями жанра шутки плохи. Журналист может свободно выбирать для себя творческую задачу, но нужно точно знать, какой жанр предназначен для ее решения. Вы ведь не пользуетесь будильником для забивания гвоздя? Кит № 3. Метод Два этапа творческого процесса пройдено: предмет выбран, задача осознана, на очереди поиски способа ее решения. Но связь между предметом и функцией уже определила жанр; следовательно, "порядок осмотра мира" уже установлен. Каждому жанру соответствует свой метод работы с информацией. Значит, жанр может подсказать, как надо действовать. Не "кому звонить"! Не "как добраться до места события"! Не "что за чем писать"! Нет, жанр подскажет только одно - какую познавательную операцию принять за основу. Например, если тема - событийная, а задача - показать, как это происходит, то жанр - репортаж, а метод работы в этом жанре - наблюдение. Надо организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан эффект присутствия (читатель как бы сам видит происходящее). А лучший путь к этому результату - опять-таки наблюдение! Проверено опытом множества репортеров. Знание нужного пути сокращает время на достижение цели. Для журналиста это выигрыш в оперативности. На самостоятельную разведку лучших путей уходят годы, и в результате чаще всего изобретается велосипед... Нет, выгоднее пораньше начать изучение жанров, причем изучать их именно как методы, как технологии умственной работы. Медиаспрут: Абсолютно верно! Именно поэтому сегодня репортаж переживает кризис. СМИ - это бизнес. Сегодняшние газеты, журналы, ТВ, радио и онлайн-издания ставят во главу угла оперативность. А наблюдение всегда требует неспешности. Репортажи удаются профессионалам, имеющим опыт, наработки, большой и пронзительный взгляд. Молодежь ленится готовиться к наблюдению. А подготовка нужно не только при планировании интервью... С информационными жанрами, предназначенными для новостного материала, проще - им соответствует наиболее освоенные способы собирания информации: наблюдение, расспрашивание, чтение документов. Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции: индукцию и дедукцию, установление причинно-следственных связей, анализ (как рассмотрение с разных сторон, разложение на детали и подробности, соотнесение общего с частным... Эти жанры рассчитаны на проведение исследовательских работ и с их помощью: - ставятся и решаются проблемы, - выясняются отношения между личным и общественным, - даются оценки продукции духовного творчества, - осуществляется социальное прогнозирование... Еще одна группа жанров даже выделяется именно в связи со спецификой метода. В нее входят жанры художественно-публицистические, то есть такие, которые решают публицистические задачи методами искусства, используют для исследования действительности и обобщений возможности художественного образа. К этой группе относятся очерки, зарисовки, жанры сатиры. Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах - речь идет о направлении мысли, о "порядке осмотра мира", но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров. Попробуем осуществить это на практике. Возьмем одну из самых острых тем нашего времени - тему детской беспризорности. Задача - узнать, что думает об этом педагог, добившийся высоких результатов в работе с беспризорными детьми. Если нам нужно мнение авторитетного человека, значит, жанр - интервью. Метод: подготовить вопросы и побеседовать. С кем? Педагогов, имеющих значительные успехи в интересующем нас деле, к сожалению, пока мало. И они уже все на виду, о них писали, их интервьюировали... Перебираем возможные "ходы". Педагог в милицейской форме? Было. Педагог в рясе, священник? Совсем недавно коллега из другой газеты нашел, обскакал... Зарубежная знаменитость? Трудно добраться... Кстати! Говорят, зарубежные светила до сих пор изучают опыт нашего Макаренко. И находят много ценного для современности... А почему бы не задать наши больные вопросы тому же Антону Семеновичу? Лично с ним не пообщаешься, поскольку он давно умер, но ведь остались целые тома статей, лекций, писем и даже "Педагогическая поэма"! И там наверняка не одно только социалистическое воспитание, там, возможно, есть и ответы на наши вопросы... Ответы, конечно, для другой, минувшей эпохи, однако не зря говорят, что новое - это хорошо забытое старое! Тут тебе, дорогой читатель, и новость, и польза, и удовольствие от неожиданного решения темы... Итак, способ решения задачи все тот же - интервьюирование, задавание вопросов и получение ответов. Но с поправкой на оригинальный авторский "ход": путем изучения (литературных) документов. Как видно, верность методу не лишает журналиста свободы действий. Знание жанра даже определенным образом стимулирует попытки самостоятельно найти лучший для конкретного случая вариант, потому что указывает направление поисков. Медиаспрут: Обязательно добавлю к изложенному коллегой, что свобода и здесь ограничена. Предложенный вариант - классный ход. А вот выдумывать интервьюируемых, читательские письма и якобы мнения граждан не следует. Это противоречит требованиями этики, это - дурной тон... Жанр как литературная форма Постоянство связей между определенным предметом, функцией и методом обеспечивает ту самую устойчивость формы, которая делает жанр узнаваемым даже при сравнении произведений, написанных разными авторами из разных стран и разных времен. Сходство композиции или, скажем, стиля может быть более или менее выраженным; сохраняется скорее некое "общее впечатление"... На самом деле в каждую форму впечатаны - как следы рук гончара в глину, принявшую форму сосуда! - следы общего творческого процесса по обработке информации. Он повторятся множество раз, и результаты очевидно родственны, хотя и неповторимы. "О несходстве сходного" - таков подзаголовок книги, в которой Шкловский изложил свою теорию жанра. Фельетоны бывают похожими на все, что угодно. Есть фельетоны в виде сказки, статьи, басни, детектива, докладной записки. Рубрика - ремарка "фельетон" оказывается далеко не лишней, читателя как бы заранее предупреждают - не верь глазам своим! Это только внешне похоже на сказку (статью, детектив...), а по сути - фельетон. То есть предстоит тебе, читатель, познать некое социальное зло и подвергнуть его осмеянию... Фельетонистами изобретено бесчисленное множество художественных "ходов" к решению этой задачи. Но внутри столь же бесчисленных внешних форм непременно проглядывает общая для всех логическая фигура - парадокс. Без этого произведение может быть острым и критическим, но сатирическим быть не может. Борьба со злом будет вестись уже другими методами и в другом жанре. Получается, что устойчива именно внутренняя форма текстов, написанных в одном жанре. Внешняя форма в некоторых случаях тоже закрепляется надолго. Такие ее черты, как, скажем, разговорный язык в интервью, или наличие обращения в начале открытого письма, или употребление глаголов в настоящем времени, свойственное репортажному стилю - постоянны и легко узнаваемы. Но тот же репортажный стиль легко перекочевывает в корреспонденцию, с обращения к читателю (или к антигерою) может начинаться памфлет, разговорная речь "звучит" в колонках комментаторов... Подобные факты многочисленны, они служат аргументом для утверждений о "размытости" жанров - они, то и дело смешиваются, вбирают в себя чуждые элементы, видоизменяются до полной неузнаваемости. И тут выплывает проклятый вопрос о чистоте жанра. Проклятый - потому что если идеальной чистоты жанра нет, то (с точки зрения дилетантов и дремучих практиков) "все позволено". Они могут (если, конечно, знают) и у Шкловского подходящую цитату найти: "Мне кажется, чистых жанров вообще не существует, Правда, иногда какое-нибудь жанровое явление закрепляется как классическое, то есть канонизируется". Медиаспрут: Как, например, та же корреспонденция, завоевывающая (и не только в России) все большую популярность. Это ведь, по сути, канонизированное смешение урезанной аналитической статьи с любым другим (каждый раз разным) жанром! Ну и что? Классические образцы представлены в хрестоматиях по газетным жанрам. "Порядок осмотра мира" в них четко соблюден, нагляден, удобен для изучения. Но лучшие журналистские произведения, написанные позже, действительно отличаются от классических образцов. "Чистыми" были бы жанры, неизменные в своем совершенстве. Не отражающие тех изменений, которые постоянно происходят в мире. Застывшие. "Вообще же все жанровые явления (по Шкловскому) содержат в себе движения, и тем самым они противоречивы". Вот это действительно интересный вопрос: что и куда в жанровых явлениях движется? Подвиды и гибриды Прежде всего, конечно, движется сама жизнь. Открываются новые предметные грани действительности. Дополняются и усложняются информационные задачи. Одни (не главные) функции жанров отмирают, выдвигаются другие. К старым способам решения познавательных задач добавляются новые, зачастую заимствуемые по соседству - у науки, искусства... Эти движения в каждом из жанрообразующих факторов серьезно изменяют жанр в целом, не "отменяя" его. Тогда речь идет уже о выделении особого вида жанра. Или о смешивании его с другими жанрами. Процесс "гибридизации" был подробно показан В.В.Ученовой на примере репортажа. В начале 80-х гг. происходило заметное движение репортажа к аналитике. То есть, конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж. Но еще в 30-е гг. к нему прибавилась межжанровая форма - знаменитые репортажи А.Кольцова ("Три дня в такси", "Семь дней в классе"), похожие одновременно и на очерки, и на статьи. А через полвека трудами Г.Бочарова, Ю.Роста, В.Черткова и других выделился уже особый вид репортажа - аналитический. Термин, впрочем, не прижился; сегодня чаще говорят о "репортерском расследовании". Однако расследование - не жанр, расследование - метод, открывающий пути к нескольким жанрам: корреспонденции, проблемному очерку, статье... Ну, да дело не в названии, существенно, что лучшие репортерские силы двинулись в глубину, от созерцания к осмыслению происходящего в жизни. Показывать, как протекает событие, теперь лучше удается телевидению. Глазами телеобъективов мы видим достаточно много подробностей... и нередко просто не успеваем осмыслить увиденное. Газетные репортеры сделали предметом своего внимания стоящее за событием явление. Или проблему. Или черту характера человека. (А это уже предметы других жанров, верно?) К показу прибавили обдумывание, объяснение (а это уже другие задачи). В результате появились гибриды, которые сами авторы по привычке называли репортажами, а редакции нередко представляли как очерк. А один из лучших журналистов "Литературной газеты" А.Рубинов называл свои произведения по имени метода - "операциями". Он проводил исследовательские операции для изучения острых социальных проблем. На этом обычно специализируется статья, а в статье используются современные методы научного исследования. Рубинов применил метод, более свойственный естественным наукам - эксперимент. В процессе эксперимента ученый ведет наблюдение, и Рубинов, наблюдая, показывает читателю ход эксперимента как событие, то есть ведет динамичный репортаж, насыщенный зримыми деталями. Увлеченный читатель легко приходил вслед за автором к анализу полученных данных и следил теперь уже за ходом рассуждений исследователя... Внешняя форма публикаций А. Рубинова - блестящих, оригинальных, остроумных - была ближе к репортажной, а логический стержень, на котором держался текст, соответствовал логосюжету статьи. При этом сочетание разных жанров в "Операциях" А. Рубинова было настолько же гармоничным и естественным, насколько продуманным был процесс проведения операций. Совсем иначе выглядит слияние жанров в тех случаях, когда автор действует наудачу, "по обстоятельствам", без ясной цели: в результате - эклектика, хаотично перемешанные фрагменты и элементы разных жанров, алогичность, пестрота стиля... Взболтать "коктейль из всего" - отнюдь не то же самое, что вырастить высокоурожайный гибрид.